Артриум. Стрит-арт галерея мировых художников в центре Москвы!

Надеюсь, нам удалось вас немного заинтриговать? Чтобы погрузиться в мир современного искусства не нужно покупать билет и ехать на выставку. Достаточно просто оказаться в сердце нашей столицы.

Такой масштабный проект был реализован командой ТРК «Атриум», британским меценатом Максимилианом Купером и департаментом культуры г. Москвы.

Больше года жители и гости столицы наблюдали, как 19 звезд монументальной живописи превращали стены Атриума в произведение искусства. Чтобы увидеть ошеломляющий своими масштабами стрит-арт, нужно выйти из Курского вокзала и посмотреть прямо перед собой.
Вам может показаться, что вы оказались в районе Шордич в Лондоне или на Бюловштрассе в Берлине. Оглянитесь еще раз и выдохните, вы в Москве.

Еще никогда за всю историю уличного арта над одним проектом не работало бок о бок столько авторитетных райтеров. Изучать философию уличных художников с разных уголков планеты можно начиная от фасада центрального входа в Атриум, заканчивая подземной парковкой. Ощущение, как будто музей вывернуло наизнанку: в одном месте собрано множество произведений искусства, наполняющих среду новыми художественными смыслами.

Гипнотические элементы испанского Филипе Пантоне, черепа и рожицы от Haculla, яркие послания Бена Эйна, гигантские калиграффити Покраса Лампаса, — все это бросается в глаза, и вот ты уже пленник уличного арта. Не сможешь уйти, не остановив взгляд и не разглядев эти новые элементы городской эстетики.

Но давайте рассмотрим каждого автора по порядку.
Фелипе Пантоне «Хромодинамика»
Фелипе Пантоне «Фонтан данных»
FELIPE PANTONE / ФЕЛИПЕ ПАНТОНЕ (ИСПАНИЯ)
CHROMO DYNAMICS / ХРОМОДИНАМИКА
DATA FALL / ФОНТАН ДАННЫХ
Расписал левый фасад Атриума.

Также создал инсталляцию «Фонтан данных» высотой 24 метра (как 8-этажное здание!) в центральном зале Атриума.

Фелипе рисует граффити с 12 лет. Его работы характеризуются совокупностью граффити и графического дизайна. В своем творчестве Пантоне смешивает оптическое и кинетическое искусство с трехмерными иллюзиями, добавляя психоделические акценты. Масштабные произведения Фелипе встречаются в Гонконге, Риме, Майами и других городах.

Одна из его самых популярных работ — огромный мурал в виде QR-кода размером 25×30 м находится в Бельгии.

«…такие вещи, как динамизм, общность и технологии, очень важны для меня — и они, безусловно, находят отражение в моей голове», — говорит Филипе.
Тристан Итон «Продолжать бороться»
Тристан Итон «Башня»
Тристан Итон. Сверхпрочные двусторонние пластины для астронавтов SpaceX
TRISTAN EATON / ТРИСТАН ИТОН (США)
TOWER / БАШНЯ
KEEP FIGHTING / ПРОДОЛЖАТЬ БОРОТЬСЯ
Создал центральную фигуру триптиха — «Продолжать бороться».

В интервью Итон сказал, что его цель — донести искусство до тех, у кого нет к нему доступа. Он считает несправедливым, что малообеспеченные люди должны видеть только серые стены и рекламные щиты.

Итон также полностью расписал башню Атриума: изобразил серьезную женщину в ч/б среди пестрых островков графики. А совместно с художником Рэиджем Джонсоном (Rage Johnson, США) создал центрального космонавта «Продолжать бороться» в космическом триптихе.

В этой картине авторы призывают никогда не отчаиваться и не сдаваться на пути к своей мечте, всегда стремиться к покорению новых вершин. А в одном интервью Итон объявил, что этой работой хотел посодействовать дружбе между Россией и Америкой. Космическую тему художник выбрал как «точку соприкосновения» для двух стран. Золотой цепью он соединил Мэрилин Монро, советского космонавта, английское слово «strike» и русское «правда», старые орбитальные станции и всевидящий глаз, — все это в цветном графическом коллаже.

Как и многие стрит-арт художники, Итон начал рисовать на улицах будучи подростком. Первую громкую популярность ему принесла разработанная им игрушка для бренда Fisher Price. С Тристаном Итоном сотрудничают такие бренды, как Versace и Nike, и даже Барак Обама был его клиентом. А в 2020 году Итон создал серию работ из латуни, золота и алюминия, которые вместе с американскими астронавтами компания Илона Маска SpaceX отправила в космос.
Дрю Мэрритт «Звезда»
DREW MARRITT / ДРЮ МЭРРИТТ (США)
STAR / ЗВЕЗДА
Дрю изобразил вторую часть триптиха на стене Атриума — девушку-космонавта «Звезда». Моделью для нее стала американская актриса Олеся Рулин.

Художник считает, что его искусство должно говорить само за себя. Он не любит рассказывать о своей жизни и давать интервью. Даже на официальном сайте Дрю Мэрритта в разделе «о нас» вы ничего не найдете. Он показывает себя миру через свое творчество.
Cyrcle. Космонавт
CYRCLE / СЁКЛ (США)
Раби (Rabi) из дуэта Cyrcle нарисовал заключительную (правую) часть триптиха — космонавта, стоящего к нам спиной и будто выходящего в окно.

В муралах ребят из Сyrcle слияние двух стилей: традиционного граффити и поп-арта. Например, Эйнштейн с высунутым языком, а рядом искаженная надпись-граффити.
WK Interact «За мир»
WK INTERACT/ ДАБЛ-Ю КЕЙ ИНТЕРАКТ (ФРАНЦИЯ)
4 PEACE / ЗА МИР
Французский уличный художник создал мурал — солдата, застывшего в прыжке с высоты. Он словно уходит от войны и возвращается с миром. Ведь след, который остался за солдатом — голуби — птицы мира.

Художник увлекается изображением человеческого тела в движении. Он создал уникальную технику передачи движущегося: перекручивание оригинального рисунка или фото в процессе ксерокопирования.

Самая громкая его работа «Brave» — коллаж из постеров, посвященных годовщине терракотов 11 сентября, размером 100 метров. WK использует улицы как аттракцион для публики. Он считает, что искусство должно быть бесплатным и поэтому он использует стрит-арт, чтобы всем донести свою мысль. Его радует, что стрит-арт процветает и говорит об этом так: «…даже художники, которые исторически работали в галереях, сказали: „К черту все, я выйду и буду рисовать на улицах, как эти идиоты“, так что уличная культура превратилась из нескольких художников в сотни тысяч художников».
Хариф Гузман. Без названия
HARIF GUZMAN (HACULLA) / ХАРИФ ГУЗМАН (ХАКУЛЛА) (США)
UNTITLED / БЕЗ НАЗВАНИЯ
Черепа и вампиры, макси и смеющиеся толпы, изображенные на стенах подземной парковки торгового центра, кажутся выполненными в стиле «успеть нарисовать, пока не поймали». Это традиционный стиль Haculla, насквозь пропитанный Нью-Йорком.

В работах художника два любимых приема: фотоколлаж и стилизованные изображения вымышленных персонажей. Они красуются не только на зданиях, но и футболках Бренда Haculla.
PichiAvo «Вера. Надежда. Любовь»
PICHIAVO / ПИЧИАВО (ИСПАНИЯ)
FAITH. HOPE. LOVE / ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ
Органично смешали классическое греческое и римское искусство с современным граффити на одной из стен Атриума два художника Хуан Санчес (Antonio Sanchez, Pichi) и Альваро Эрнандес (Alvaro Hernandez, Avo) — творческий дуэт PichiAvo.

Работе дали название «Вера. Надежда. Любовь», в ней запечатлены Эрос — греческий бог любви и его музы.

Творческий замысел заключается в том, что не существует красоты без любви, а искусство и красота неделимы. Они возрождают классическое искусство и делают его частью городского пейзажа.
Бен Эйне «MOSCOW MOSCOW»
PichiAvo «Вера. Надежда. Любовь»
BEN EINE / БЕН ЭЙНЕ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
MOSCOW MOSCOW / МОСКВА МОСКВА
THE GREATER GOOD / БЛАГОЕ ДЕЛО
Мастер буквенных форм граффити и один из самых востребованных уличных художников — Бен Эйне — автор двух текстовых муралов. Яркие и разноцветные, они очень привлекают внимание.

Художник считает уличное искусство крупнейшим художественным движением всех времен. Характерные буквы Бена можно найти на фресках и ставнях по всему миру.

Ему принадлежит самая большая работа за всю историю уличного арта — фреска CREATE размером 5300 кв. м, которую видно из космоса.

Он работал с Бэнкси, что принесло популярность и коммерческий успех им обоим. Работу Бена «Город двадцать первого века» президенту Обаме подарил Дэвид Кэмерон в 2010 году. У него есть собственный бренд одежды, и он сотрудничает с Louis Vuitton.
Okuda «Свободная любовь»
OKUDA / ОКУДА (ИСПАНИЯ)
FREE LOVE / СВОБОДНАЯ ЛЮБОВЬ
«Мир без ограничений, где есть только счастье и любовь», — описывает Okuda свои работы.

Строгие геометрические формы, органика и разнообразие оттенков художник собирает в один стиль — поп-сюрреализм.

Благодаря этому муралу здание получает яркий свежий глоток позитива и преображается.

За свою карьеру уличного художника он сотрудничал со многими брендами: Nike, Fox, Red Star, Philips, Play Station.

А в 2014 году Okuda представил свой новый проект «Kaos Star» (Хаотичная звезда) на биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Это космический кристалл высотой 3 метра, который находится на Крымской набережной в Москве.

О своих работах Okuda говорит так: «Мне нужно превратить серые бетонные и унылые места в более красочные и позитивные, потому что, в конце концов, это меняет людей, которые там живут».
Faust «Держи слово»
FAUST / ФАУСТ (США)
KEEP YOUR WORD / ДЕРЖИ СЛОВО
Faust создал на одной стене Атриума огромную надпись «Держи слово».

Благодаря артистизму форм его стилизованной каллиграфии, которую он оттачивал долгие годы, его творчество похоже не на вандализм, а на каллиграфическое произведение искусства. Faust создает красоту для Tiffany’s, Nike, Apple. А журнал Juxtapoz определил его в топ-20 лучших граффити-художников в мире.
Шепард Фейри «Искусство – это молот»
SHEPARD FAIREY / ШЕПАРД ФЕЙРИ (OBEY) (США)
ART IS THE HAMMER / ИСКУССТВО — ЭТО МОЛОТ
Часть композиции на стене Атриума художник выполнил в стиле конструктивизма советского живописца и плакатиста Александра Родченко, а другую часть — в своей стилистике «Obey Giant», которая призывает бороться и не сдаваться.

«Giant has a posse» («У великана есть толпа», 1986) — первая знаменитая работа художника, на которой изображен французский борец Андре Руссимофф.
Во втором варианте работы слоган был сокращен и выполнен как «Obey Giant» («Подчиняйся»).

Шепард знаменит своей картиной «Hope», созданной во время предвыборной компании Барака Обамы. Obey сотрудничал с Adidas, PepsiCo, Smashing Pampkins, Black Eyed Peas и многими другими известными корпорациями и брендами.

Сам он говорит, что его работы «должны прорываться сквозь шум города и беспокоить». У него это получается!
Faith47 «Ты разбудила во мне давно забытое»
FAITH47 / ФЭИТ47 (США)
YOU AWOKE WITHIN ME THE LONG FORGOTTEN / ТЫ РАЗБУДИЛА ВО МНЕ ДАВНО ЗАБЫТОЕ
Всемирно известная художница из Кейптауна создала огромный мурал на площади Курского вокзала — портрет женщины с покрытой головой в окружении 7 фаз луны и надпись: «Ты разбудила во мне давно забытое».

Faith47 — самоучка, а главные темы ее творчества — проблемы социальной несправедливости и защиты животных.
MONKEYBIRD / МАНКИБЁД (ФРАНЦИЯ)
Французский дуэт талантливых уличных художников — Monkeybird.

Ребята с использованием трафаретов создали метафизическое архитектурное изображение города общей площадью 700 кв. м. Проект вдохновлен богатой историей Басманного района (где расположен Атриум) начала 14 века. Они посвятили стену ремесленникам, архитекторам и строителям, которые работали на Княжеский, а позже — на Царский двор. Название дуэта состоит из двух слов: «monkey» (обезьяна) — реалист и «bird» (птица) — мечтатель.

Художники вдохновляются механикой, геометрией, астрономией и космологией.
Fanakapan. Изображения трехмерных воздушных шаров
FANAKAPAN / ФАНАКАПАН (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
Пионер гиперреалистичного граффити из Лондона.

Его воздушные шары, напоминающие фигурки из тетриса, дополнили надпись Бена Эйне «MOSCOW MOSCOW» на стене торгового центра.

Уличный художник прославился своей техникой создания трехмерных воздушных шаров.
1010 (Tenten)
1010 (TENTEN) / ТЕНТЕН (ГЕРМАНИЯ)
Портал? Тоннель? Или черная дыра? Каждый понимает этот мурал в меру своей фантазии. В любом случае это невероятная оптическая иллюзия, продолжающая тему космоса на стенах Атриума.

Многослойные композиции, придающие плоским поверхностям иллюзорную глубину, можно встретить в разных частях света: США, Германии, Панаме, а теперь и в России.
Inti «Работница»
INTI / ИНТИ (ЧИЛИ)
WORKWOMAN / РАБОТНИЦА
Бог солнца инков Inti изобразил огромный 37-метровый мурал «Работницы» на стене Атриума. В этой работе автор передает важность роли женщин в социальных переменах и становлении жизни в 19−20 веках. Картина пульсирует теплыми оранжево-бордовыми оттенками, таинственной темой жизни, культуры и общества.

Силу латинской культуры можно почувствовать в работах Inti: это смесь соплеменников, крестьян, католиков, революционеров, но смесь жутковатая — персонажи похожи на мутантов.

Искусные работы чилийца украшают города в Чили, России, США, Польше, Норвегии, Испании, Германии, Франции и многих других странах.
Бонд Трулув «Эволюция»
BOND TRULUV / БОНД ТРУЛУВ (ГЕРМАНИЯ)
EVOLUTION / ЭВОЛЮЦИЯ
Художник, внедривший элементы дополненной реальности в уличное искусство, создал граффити-арт на стене торгового центра, напоминающий большой тетрис. Это игра, которая зародилась в России благодаря программисту Алексею Пажитнову в 1984 году.

Для Бонда Трулува это самая высокая работа (40 метров!)

Уличный художник умело укрощает геометрические формы, смешивая их со своими каллиграфическими умениями.
Покрас Лампас «Лабиринт Атриума»
ПОКРАС ЛАМПАС / POKRAS LAMPAS (РОССИЯ)
MAZE OF THE ATRIUM / ЛАБИРИНТ АТРИУМА
Стены центрального входа Атриума доверили украсить единственному участнику проекта из России — Арсению Пыженкову. Он же Покрас Лампас — куратор проекта «Артриум».

Арсений — профессионал каллиграфутуризма — создал Maze of the Atrium (Лабиринт Атриума). Его работа как бы объединяет все иллюстрации главного стрит-арт объекта Москвы. Арсений создал расширяющий пространство «лабиринт», в котором, по его замыслу, как бы встречаются люди со всего света: с разными культурами, кодами, ценностями и историями. В его граффити-росписи зашифрованы три слова: Love (Любовь), Hope (Надежда), Create (Создавай). Эти «вечные» слова, по мнению автора, объединяют разные культуры и национальности, это исконно человеческое, важное каждому, независимо от географического положения.
Этот мощный проект под названием «Артириум» смог объединить множество граффити-райтеров, художников-монументалистов со всего мира. Художественные произведения, вышедшие из-под рук гигантов уличного искусства, поражают своей детальностью и философией.

Глубокий смысл каждого произведения, кажется, можно искать бесконечно. Работы заставляют задуматься о любви, красоте, вечности, нашей истории, жизни и смерти.

Каждая картина выполнена в своем уникальном стиле, но их объединяет две вещи: уличное искусство и желание авторов донести до человечества важный посыл, быть доступным для общества.

Миссия художников была выполнена: их работы не оставили людей равнодушными, проект вызвал восторг и резонанс. «Уличное» в данном случае важнее, чем «искусство», — как сказал бы Тима Радя, российский граффити-райтер.

Множество людей и множество реакций — и это прекрасно.